Консультация экстрасенсов

В «угличском» иконостасе

R:

      Палехские мастера не только изменили движение фигур, они наполнили все изображение интереснейшими типами. И рисунок, техника, стиль — все своеобразное, палехское.

      По словам экскурсовода, специалисты считают эту роспись последним значительным достижением древнерусской фресковой живописи. Однако и нас, простых смертных, удивляет, что выполнена она как бы совсем не по-церковному, настолько далеко ушли фигуры от плоскостного изображения, настолько приблизились к современному объемному и перспективному, настолько жизненны деревья, живы и выразительны лица. Кажется, нигде еще в храмах Ярославля, Углича и Ростова, Владимира и Суздаля и других городов не видели мы такого свободного письма, таких, словно свежим ветром вспушенных, прядок волос у святых. А лица! Я охотно верю, что во многих старцах местные жители узнавали своих знакомых, дедов-палешан. Так получалось у всех истинных художников — у Рублева и Врубеля, Тициана и Веронезе.

      Расписана церковь в первые годы девятнадцатого века, затем роспись восстанавливалась, тоже палешанами. Возможно, они, по обыкновению, что-то вносили еще «от себя», но с присущим им вкусом, бережно сохраняя даже тон росписи, не забивая синькой блекло-голубое среднерусское небо — основной фон действия святых.

      Осматривать иконы оказалось труднее: порой не хватало света, да и сами они настолько малы, что целиком уместятся на ладони. А стояли мы больше именно возле этих, самых маленьких иконок. Не потому, что они в «угличском» иконостасе (по преданию, из Углича вывезены «царские врата» иконостаса — деревянные, с тонкой искусной резьбой, выполненной четыре века назад). Просто по своей миниатюрности и красочности иконы южного придела казались ближе к современной палехской шкатулке.

      Совершенно забыв о жихаревском «окрылении», мы жадно схватывали звучание красок, чаще ярких  свежих, иногда в самых разнообразных сочетаниях; вглядывались в еле заметные следы кисти, например, в передаче золотых узоров на одеждах, вспоминали ростовскую финифть и все-таки поражались тонкостью работы. И снова дивились способности художника рассказать многое на малой площади, вместить и сложные действия и обстановку — города и горы, пустыни и моря — в мельчайшее «клеймо» иконы (так вот откуда эта способность у современных палешан!).

      Иконы говорили о деяниях святых с их рождения и до смерти, а я любовался тончайшими оттенками «плавай», гармонией линий и — сравнивал.

      В иконах было не так много общего с только что увиденными фресками. У них оказался особый, более условный изобразительный язык. Художники не заботились о передаче пространства, перспективы, не обращали столько внимания на характеры, зато и не цвет. Чаще, наоборот, он подчеркивался контрастными сочетаниями красного и зеленого, синего и желтого. Впрочем, краски не противоречили одна другой, а скорее выявляли основное в довольно измельченном изображении. Таким образом, общее было в культуре письма, хорошем художественном вкусе.

      Припоминались Суздальского музея древнерусского искусства, подчас выписанные тонко, выразительные в цветовом отношении и тоже малюсенькие, но... они не выдерживали сравнения, ибо в «таблетках» не было все же той тонкости каждого штриха и того празднично-сказочного настроения, отличающего палехские «клейма», не было того чувства родной

      «Таблетка» (от латинского Tabula — доска) и есть маленькая дощечка; у нее расписываются обе сторонки природы (в палехских иконках очень близкие среднерусской действительности деревья, порой — точь-в-точь ольхи на Палешке, а в суздальских — почти сплошь экзотика, не связанная с родной землей). Наконец, в суздальских «таблетках» не столь высокая культура письма и техника наложения красок, их сохранения, не говоря уже о тусклом, неблескучем золоте (суздальцы явно не знали о волчьем зубе!).

Рекомендуем статьи:
Нужна ли любовная магия заклинания?, Знаки защиты природы для нашего дома, Свет Звезд – сайте о непознанном, Как стать белым магом без природного дара?, Хочу стать магом, что для этого нужно?.
логин
пароль
зарегистрироваться
забыли пароль?
Экстрасенсы: 351   Пользователи: 1445   Активисты: 4   Записей в блогах: 528