Консультация экстрасенсов

Тамара Ивановна Зубпова, заслуженный художник РСФСР

R:

      У этих старых мастеров учатся художники среднего и младшего поколений. В последнем зале мы видим «Атаку» Анны Котухиной (1944) и явственно чувствуем в ней отражение Голиковских битв с их разноцветными конями, вихревой стремительностью движения. В шкатулке «Народные мстители» (1948) художница следует традициям и Голикова, и Вакурова. Вакуровская манера сказывается здесь в передаче символического «подтекста»: видениями возникают виселицы, шакалы и вороны во тьме кладбища, раскрывающие смысл мести (в «Бесах» Вакурова — холодные синие тени Дантеса, Николая I и т. д. раскрывают трагизм судьбы Пушкина). А в верхней части картины, сквозь снег и ветер, символом торжества правого дела проступает Спасская башня Кремля.

      Нет, Котухина не копирует учителей, она ищет свое решение и там, где манера предшественника не отвечает ее характеру, творческому почерку (измененные пропорции Голиковских коней), смело отходит от нее.

      Тамара Зубкова наследует лиризм отца, но еще смелее освобождается от старых приемов, обращаясь к современным поэтическим мотивам. Мы видели богато орнаментованный ларец ее «Лучше нету того цвету» (1954). Он еще раз блестяще доказал нам, что можно создать интересную вещь и на тему современной деревни, и даже не прибегая к освещению сказочному. Вещь целиком реалистическая, но какая чистота, светлость мысли и чувства в картинках, какая поэтичность во всем! Это сама песня, это истинная прелесть. Своеобразен и столь же глубоко поэтичен другой ее ларец — «Сказание о граде Китеже» (1962),— выполненный почти без орнамента, в коем Тамара Ивановна большой, изобретательный мастер.

      Дарование ее разносторонне. Она не боится сложного построения, нарядно-праздничного многоцветия («На закате ходит парень») и в то же время берет изысканно-лаконичные сцены, позволяющие выявить прелесть свободного черного фона («Снегурочка и Весна»). Впрочем, это делали и до нее. Например, интереснейший по фантазии, юмору и чувству меры во всем художник Павел Баженов, погибший в первый же год войны («Журавль и цапля»).

      Поиски нового не прекращаются и в творчестве других сегодняшних мастеров. Заметно стремление сделать более современными фигуры и лица, даже в сказочных сюжетах, продолжается проба разного фона, а художник Ермолаев, будто повторяя опыты Голикова, испытывает разные площади и порой совершенно по-голиковски старается заткать орнаментом чуть не всю крышку мельчайшей вещицы («Репка»).

      Наверное, рано подводить здесь итоги, тем более, что в музее выставлено далеко не все. Пока видно только, что молодые работают уверенно, у них крепкий, грамотный рисунок (сказывается подготовка в Художественном училище, чего так не хватало бывшим иконописцам), они владеют и всеми техническими «секретами» палешан. Однако им придется подзанять у старшего поколения творческой фантазии и горячей взволнованности. Они страдают иногда стандартной героизацией сказочных и былинных сюжетов, сбиваются на однообразный, бледноватый колорит.

      Много успехов. Нам понравилась «Марья Моревна» Буторина, свежая по тону и разработке, «Снегурочка» и «Царевна лягушка» Ермолаева — очень выразительные миниатюры, с хорошей выдумкой, «Зима» и «Мороз, Красный нос» Ф. Плюшкиной. Интересна единственная в экспозиции работа Николая Голикова — сына знаменитого мастера. В его «Вольге и Микуле» почуялось что-то от «стариков» и вместе — свое собственное. Мы задержались у «Прометея» Павла Чалунина. Тема родственная горьковскому Данко (его писали палешане) и в то же время совершенно новая: греческая мифология. Образ смелого человека, похитившего огонь богов, чтобы отдать его людям, пока недостаточно разработан, но, говорят, художник увлекся им, продолжает работу понимали: выставленное в музее не только не дает полного представления о работе художников, оно, может быть, вообще уже — вчерашний день палешан. А сегодняшний? Чтобы увидеть его, надо было идти к художникам. И мы пошли.

Рекомендуем статьи:
Ясновидение по методу Бронникова, Очищение помещения с применением космической энергии Ци, Практическая магия Вуду, заклинания и привороты, Магические обряды и ритуалы против курения, Нужна ли любовная магия заклинания?.
логин
пароль
зарегистрироваться
забыли пароль?
Экстрасенсы: 351   Пользователи: 2408   Активисты: 4   Записей в блогах: 528