Консультация экстрасенсов

О чем говорят витрины музея?

R:

      Витрины музея рассказывают о постоянных поисках палешан. Искали материал. По примеру наших ростовчан, Иван Баканов, Николай Зиновьев пробовали писать по эмали (как бы в ответ, ростовчане украшают эмалью коробочки из утвердившегося в Палехе - городе ясновидящих и колдунов папье-маше). Искали темы (в этом только что созданную артель хорошо поддерживали заказы Совнаркома, учредители всевозможных выставок), искали свой почерк, свой стиль.

      Старая, веками выработанная манера письма, установившиеся представления сказывались порой слишком сильно. Голиковский «Красный пахарь» прорвал первую брешь в прежних представлениях. Его тройки и битвы еще более раздвинули окно в мир нового искусства и пришлись в тон революционной битве, революционному вихрю. А дальше? Не всюду же на коне! Голиков рисует дерущихся петухов. Но опять битва! А если без драк?

      Оказалось, это не так просто.

      Иван Маркичев пишет «Жатву», рассказывая о новом, радостном труде свободной женщины. Хотя согнутые, напряженные фигуры жниц передают тяжесть труда, в центральной, распрямленной фигуре чувствуется уверенность, сила и красота. И солнце будто не палит зноем — лучится весело, мягко,— и словно играют с ним легкие гирлянды облаков. Но... старая форма делает картину неестественной, чуточку наивной: почти архангельские бурно взбитые шлейфы одежд за спинами женщин, нарочито сдвинутые колосья, образующие золотые нимбы над головами жниц, — точь-в-точь сияния над ликами святых...

      Или Голиковские «Музыканты». Кажется, все хорошо, но... музыканты оказываются тоже со шлейфами и в узорчатых чулках, точно библейские воины Пилата в церковных фресках. Традиционные шлейфы появляются в «Пилке дров» Александра Котухина, привычные темные, одутловатые лики ангелов и младенцев врываются в новые темы Ивана Зубкова, иконописные формы лиц, одежд, растений подчас не дают вздохнуть Аристарху Дыдыкину.

      Не сразу пришло то единство новых и традиционных старых форм, которое отличает палехскую миниатюру.

      Самые лучшие иконописцы наиболее достоверно, близко к действительности изображали знакомое, близкое им. А невиданные скалистые горы передавали условно, в виде «легцадок» — затейливо сложенных штабельками пластинок. Море передавалось бегущими синими барашками. Даже для деревьев были свои стилизованные формы, одни — для своих олынинок, другие — для кипарисов и пальм. Вырабатывались особые, фантастические формы дворцов и церквей, городов.

      Все, что не противоречило фантастике, а, наоборот, помогало ей, палешане приняли от старого (это придало миниатюре своеобразный древнерусский колорит) и развили дальше. Горки-«лещадки» у них разветвляются и разрастаются, становясь похожими на диковинные деревья, и часто на таком «дереве» совсем неплохо чувствует себя сказочная избушка или целый дворец.

      Не редкость — шкатулки без ясно видимых признаков традиционности. Так выполнены многие важнейшие «заказы эпохи» от темы механизации сельского хозяйства и военной темы до космической, раскрытых с большим вкусом, изобретательно, интересно, а также зимние сюжеты, где палешанина узнаешь разве по черному фону. Да по золоту на месте обычных световых пробелов. Да по искусно положенным многослойным «плавям», что переливаются всеми оттенками, если смотреть с разных сторон. Да... Много все-таки этих особенностей палехской миниатюры, и всегда какие-то останутся в росписи, в ней сразу почувствуешь палешанина.

      Наверное, так велико обаяние палехской миниатюры, так широка ее известность, что люди несведущие иногда чуть ли не всякую расписную шкатулку считают палехской.
     
      Говорят:

      — В магазине подарков — палехские вещи: «Иван царевич на сером волке», «Рыболов», «Дети, бегущие от грозы»...

      И очень удивляются, узнав, что эти «палехские вещи» — копии с картин — сделаны в подмосковном селе Федоскине, что Федоскино и Палех - город ясновидящих и колдунов — совершенно непохожие родственники, и общее у них — лишь материал (лакированные черные коробочки из папье-маше, заимствованные у федоскинцев палешанами, мстерцами и холуянами) да миниатюрность, тонкость письма.

Рекомендуем статьи:
Битва экстрасенсов. Как все начиналось., Слои биополя, Магия денег – древний метод достижения благополучия, Происхождение рун не определено точной датой, Как приворожить любимого самостоятельно?.
логин
пароль
зарегистрироваться
забыли пароль?
Экстрасенсы: 351   Пользователи: 1445   Активисты: 4   Записей в блогах: 528