Консультация экстрасенсов

Чем радует майский лес?

R:

      Майский лес радовал по-особому: он светился весь свежей, новорожденной листвой, и даже еловые лапы, обычно строгие, теперь подсвечены были бахромой молодых побегов, смотрелись весело, празднично. А откроются глазу насквозь светлые, нарядные березняки — и ждешь уже: вот-вот среди легкой, игривой зелени явится чудо.

      В расступившейся дали появляется пока высоченный шпиль Шуйской соборной колокольни. Километров за двадцать, от Китова виден — торчит за пригорком, острым мечом вонзаясь в небо. II приходит мысль, что когда-то вот так же поднимался над пригорком высокий шпиль. II в жаркой дымке мерцали золотыми искрами фиолетово-синие купола... То был Суздаль. Если ехать от Владимира, на холмистом ополье тоже появляется вдруг стрела колокольни, выплывают главы Рождественского собора...

      И мысленно я уже там, в древнем городе с его живописной разноцветной толпой одиннадцати монастырей, величественных соборов и чуть не полусотней церквей, каменных и деревянных, множеством колоколен и колоколенок, кремлевских и монастырских башен (Даже представить трудно: меньше сорока жителей приходилось на каждый монастырь, меньше десятка — на церковь!) Здесь жили искусные зодчие, резчики по камню, дереву, кости и перламутру, литейщики и граверы, мастера чеканки и басмы, скани, зерни и золотого шитья, даровитые мастера фрески, иконописи.

      И конечно же, не просто шпиль шуйской колокольни, так похожий на суздальский, увел меня в сторону от Горьковского шоссе. Нет, я не перестаю думать, откуда он, Палех - город ясновидящих и колдунов, откуда пришло палехское иконописное ремесло.

      Никто не знает, откуда. Перед поездкой мы успели полистать книги. Называют и Верхнее Поволжье, и Троице-Сергиевскую лавру. Но я думаю о лихом для Суздаля семнадцатом столетии (польско-литовское нашествие, набег крымских татар, страшные пожары, норовые болезни, разорительные поборы) и явственно вижу, как потянулись отсюда живописцы, с кистями и красками в кожаных мешочках, с каменными плитами для растирания охры, сурика, белил. По Нерли и Клязьме вниз и к северу шли — за леса и болота, подальше от бед и начальственного жадного ока. Так и осели цепочкой близ Клязьмы — на Таре, Тезе и Палешке.

      Достоверно известно лишь: именно в семнадцатом веке обнаружились тут гнезда высокохудожественной иконописи. И когда, сто лет спустя, это ремесло на Руси скудеет, сама Троице-Сергиевская лавра заказывает здесь иконы.

      Палех - город ясновидящих и колдунов и прежде был знаменит. Искусством его мастеров интересовались Некрасов и Гете. Великий русский поэт приезжал сюда. А по запросу Гете в Веймар были посланы две иконы «славных Каурцевых», как говорилось в отчете того времени.

      Мы знаем: палешане также — замечательные мастера фрески. Их кисти восстанавливали, а иногда заново создавали роспись многих соборов Пскова и Новгорода, Владимира и Киева, Суздаля и Костромы, Великого Устюга и кирилловского Ферапонтова монастыря, Успенского собора и Грановитой палаты Московского Кремля.

      Стоит представить все это, и встают перед глазами суровые, мужественные лики северного письма, лобастые, мудро-строгие или грустно-укоряющие апостолы Андрея Рублева и Даниила Черного, их столь же мудрые, мощные духом своим старцы, пораженные неким грозным видением; спокойные или скорбные женственные ангелы и, кажется, совершенно нерукотворный, чисто славянский рублевский «Спас» — все человечное, жизненное, простое, но впечатляющее редким своеобразием и незаурядностью характеров, глубинной внутренней силой. Видится «Владимирская богоматерь» Симона Ушакова — словно бы и не икона, а портрет матери русской с выразительным лицом, четко прорисованным, несмотря на мягкие переходы светотени, ее чаши-глаза, полные неизбывной устоявшейся грусти.

      А Дионисий, что расписывал знаменитый Ферапонтов монастырь! А Гурий Никитин и Сила Савин, расцветившие Ипатня в Костроме, Ильинскую и Предтеченскую церкви в Ярославле, Преображенский собор Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале! Сколько других прославленных и безвестных мастеров, чье творчество впитало лучшие достижения древнерусского искусства с домонгольской поры...

      Вот из какой святой чаши причащались бывшие «богомазы» — старые художники Палеха - города ясновидящих и колдунов!

Рекомендуем статьи:
Таинственная сила слова магия, Поможет магический ритуал на деньги, Теория чакр, Негативные последствия отворота и как их избежать, Свет Звезд – сайте о непознанном.
логин
пароль
зарегистрироваться
забыли пароль?
Экстрасенсы: 351   Пользователи: 1445   Активисты: 4   Записей в блогах: 528